С 1-го января амурчане могут беспрепятственно собирать в лесу валежник. К этому понятию сегодня относится не только хворост, но и деревья, которые оказались на земле естественным путем. В нюансах Лесного кодекса разбирался наш корреспондент.
5 минут помахал топором — и охапка дров на растопку печки готова. За работой Виктор Бородин честно признается: сбором валежника занимался без стеснения, даже когда не был пенсионером. За 8 месяцев, что длится отопительный сезон, домик в деревне съедает минимум 6 тонн угля и два грузовика с поленьями. А ведь есть еще баня и зимняя кухня.
За хворостом в соседнюю рощу пенсионер ездит с тележкой. На стареньких «Жигулях» колесит по трассе, с разрешения дорожников подбирает спиленные ими тополя. Каждый год экономит на топливе примерно 5 тысяч рублей. И только бумажная волокита раздражает: без документа с печатью в лес идти себе дороже: штраф 3 тысячи.
«Но я человек такой, что мне, например, срубить сырое дерево, это воспитание не позволяет. Совесть не позволяет», — делится Виктор Бородин.
С 1 января валежник в общем доступе, вот только что это такое, знают далеко не все. Казалось бы, лежит в чаще бесхозное дерево — бери и вези домой. Но специалисты указывают на основание ствола: сосна была спилена, значит, это чья-то деляна либо поработали браконьеры. Порубочные остатки — под запретом. В черном списке также сухостой и ветровал, проще говоря, деревья с вывернутыми наружу корнями. В категорию валежника они перейдут, когда полностью засохнут.
«Мы всегда людей оповещаем на сходах, информация на стендах тоже будет размещена. То есть все правила сбора мы людям донесем», — говорит глава Новопетровского сельсовета Иван Гладкий.
«Мы наклоняем ветку, происходит с хрустом слом ветки. Это означает, что ветки полностью сухие и, соответственно, дерево», — поясняет руководитель Благовещенского лесничества Виктор Куловеров.
Вот он яркий пример валежника — хвойное погибло естественным путем либо было сломлено во время бури или снегопада. Вообще, крупные сухие ветки, стволы деревьев и кустарников в законодательном смысле приравняли к грибам и ягодам, которые собирать можно без ограничений.
Поправки в Лесной кодекс хороши не только для жителей частного сектора, но и для самого леса. И прежде всего тем, что валежник, как правило, является рассадником болезней и насекомых-паразитов, которые с приходом весны просыпаются и начинают заражать соседние деревья. Таким образом могут уничтожить целые участки.
Каждый год специалисты лесничества выявляют очаги заражения и отводят эти площади под рубку. Сухая древесина, которой буквально загрязнен лес, добавляет проблем и во время пожаров. Поэтому снятие запрета на сбор валежника должно сработать во благо природе. Главное, чтобы сельчане не пытались рубить с плеча здоровый лес, а брали то, что лежит под ногами.