Река Томь в Белогорске пошла на спад, но возвращаться домой людям пока не рекомендуют. Район Остров Старица по-прежнему обесточен. Во время эвакуации так и не покинули свои жилища полсотни человек. Сегодня им начали развозить гуманитарную помощь — хлеб, питьевую воду, мобильные аккумуляторы.
Юлия Долгорук, специальный корреспондент:
– Это наводнение гораздо серьезнее того, что было в 2013 году. Так говорят местные жители, к которым река Томь заходит чуть ли не каждый год. Но на этот раз большая вода пришла глубокой ночью. О непрошеной гостье людей оповещали спасатели. На рассвете сирена разрывалась на каждой улице.
От этого звука и проснулась, вспоминает Татьяна Кротова. Выскочила на улицу и оказалась чуть ли не по колено в воде. В доме была пожилая мать, её пришлось отправить к родственникам, а хозяйка осталась караулить жилище. И наблюдать, как свирепствовала стихия.
Тамара Кротова, жительница Белогорска:
– Мы только вышли, и вода оттуда сразу стала заходить в дом.
Глядя на утонувший огород, Татьяна перефразируют песню — ромашки спрятались, поникли розочки. Капуста исчезла вовсе. Остальное просто сгниет. За несколько часов Томь поднялась более чем на 2 метра. К вечеру среды река успокоилась. Но к тому времени Остров Старица перестал соответствовать названию и превратился в один большой водоем.
Электричество отключили после того, как на одном из столбов произошло короткое замыкание. Две трети населения Старицы эвакуировали, едва ли не в принудительном порядке вывозили детей и инвалидов. Те, кто остался, пережили тревожную ночь, говорит пенсионерка Вера Кудряшова. Признается, на девятом десятке лет она впервые прочувствовала силу природы — когда вода врывалась в дом.
Вера Кудряшова, жительница Белогорска:
– Страшно было, на вышке спали. Боялись, что ночью подойдет. Цыплята утонули, куры-то наверх залезли, а цыплята не успели.
В этом доме вода подпирает пол. Утонуть можно, говорит хозяин, заглядывая в собственный погреб. Хорошо хоть заранее вытащили прошлогодние запасы, ведь новых уже не будет, урожай погибает в зловонном болоте. Ведь туалеты и мусорные контейнеры размыло по всей округе.
Андрей Бредихин, житель Белогорска:
– Единственное что осталось из свежего – это огурцы, потому что успели собрать.
Люди испытывают дефицит питьевой воды, из скважин брать нельзя. Кто может, за продуктами ходит на большую землю.
Между берегами тем временем курсируют мощные машины и лодки спасателей.
«Транспортировка людей с одного берега на другой. Если идешь по дороге – вода по пояс, а если куда-то свернуть, то может и по шею быть», — рассказал спасатель ДВРПСО из Хабаровска Максим Иванов.
С утра спасатели (на помощь местным прибыли 3 группы из Хабаровска) начали разносить по домам гуманитарную помощь. В коробках хлеб, вода, зарядные устройства. Люди просят помочь вывезти электроприборы, завезти корм животным, которых по какой-то причине так и не захотели отправить на сушу.
За последние 10 лет этот район Белогорска подтапливает уже в пятый раз. Страдают более полутора сотен жителей, в основном возрастные люди, которые, по их признанию, буквально вросли корнями в родные участки. Но молодую семью Мельниковых это наводнение заставило задуматься. Детьми пара рисковать не готова.
Валерия и Сергей Мельниковы, жители Белогорска:
– Думаем, уже переезжать. Дом у нас застрахован, но все равно со стихией не поспоришь, как видите.
Александр Башун, и.о. главы Белогорска:
– Легче переселить людей отсюда, чем каждый год их спасать. Потому что строить дамбу – по предварительному расчету — это 3 миллиарда рублей. То есть дешевле людям предоставить хорошее жилье. Нужно вопрос только решать, по какой программе, за какие деньги.
Медленно, по сантиметру, Томь начала уходить еще утром. Люди надеются, что второй волны не будет. Большинство островитян планируют вернуться домой в ближайшие дни, боятся мародерства. Пока же за их имуществом следят полиция и спасатели.