Школу Норска стараются восстановить к началу учебного года. Сельчане ремонтируют свои дома.
Младшеклассников из Норска, которых предлагали отправить учиться в Февральск и жить в пансионате, постараются посадить за парты в День знаний в родной школе. Первый этаж здания затопило во время наводнения. Сегодня там меняют полы. А жители северного поселка сушат дома и надеются заселиться в них до заморозков.
Тонны ила, песка и грязи обрушила Нора на дом Сергея Сенчишина. Разворотила полы, выбила окна. Здание как после бомбежки, его признали аварийным. Но бросить то, что осталось от дома, Сергей Прокопьевич не может. Он получил федеральные и региональные выплаты: на четверых больше 400 тысяч рублей. На них пытается восстановить родные стены, а ночью вместе с бригадой спит в теплице.
Сергей Сенчишин:
– Откуда у вас силы улыбаться? — Да вот так вот, а что делать, Ань, плакать? Вот приходится улыбаться, делать и улыбаться. Жить надо, надо жить!
В селе затопило все 117 домов. Комиссия еще работает, пока непригодными для жизни признаны 28. Людям предлагают на время переехать в пункты длительного пребывания: например, в общежитие в Благовещенске.
Согласилась 1 семья, 4 собираются навсегда покинуть Норск, среди них учительница математики. Директор школы переживает и приглашает на ее место педагога. Николай Сенчишин, который сегодня разрывается между восстановлением собственного дома и ремонтом школы, рассказывает, здание за 2 дня до наводнения начистили до блеска. Вода плеснула мрачных красок — стены покрыты плесенью. Но они особо не пострадали, а вот промокшие насквозь полы пришлось срывать.
Николай Сенчишин, директор Норской школы:
– 6-11 классы (министерство образования выбило путевки в «Океан»), они поедут туда отдыхать, там будут учиться. Ну а начальная школа, чтобы маленьких детей не везти куда-то, в интернат или еще куда-то, мы сделали упор, что постараемся до 1 сентября отремонтировать школу и чтобы маленькие дети учились дома, с родителями.
В школе сегодня раздают гуманитарную помощь, сюда же приходят за чистой водой. Отсюда жителям, у которых потоп отнял запасы дров, развозят новые.
Анна Шантыка, специальный корреспондент:
– Прошло уже больше месяца с тех пор, как в Норске действует режим ЧС, а в местной школе до сих пор живут люди. Сейчас это представители сводной группировки Амурского центра гражданской защиты и пожарной безопасности. Они занимают несколько кабинетов. У каждого можно увидеть ровные ряды обуви: кирзачи, берцы, резиновые сапоги. Живут ребята по уставу, даже назначают дневального каждый день — для уборки кабинетов. Питаются в школьной столовой, ну а спят по-спартански, прямо на полу. Им выдали матрасы, одеяла, подушки, собственно, как и нам сегодня. Так что будем спать здесь, в кабинете труда.
Когда вода напала на село, больше 80 человек решили спасаться именно в школе, на чердаке. Здесь же жили спасенные кошки и собаки.
Тунгуса не смогла забрать с собой хозяйка. Пока Юлия Путилова вызволяла из затопленного дома детей, муж Сергей был на вахте. Верная лайка просидела 4 дня по шею в воде, не подпустив к дому даже добровольцев, которые пытались спасти животное.
Сергей Путилов:
– Она приехала, собаку увидела. Это просто был ходячий кусок грязи, она его не узнала. Узнала только по ошейнику.
Сегодня преданный пес снова на посту. Гостей впускает только с позволения хозяина. С особенной теплотой здесь, как почти во всех домах, примут печников. Бригады сейчас работают в Мазановском районе и только после этого должны приехать в Норск. Обогрев в северном селе обычно нужен уже в середине сентября.
Смотрим "Вести - Амурская область": smotrim.ru/amur. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.