Значение тигров в Хинганском заповеднике: Павлик и Елена за полгода стали настоящими хищниками

Специалисты Хинганского заповедника изучают, как адаптируются амурские тигры в дикой природе. В этом году там были выпущены на волю 2 полосатых хищника — Павлик и Елена. И сейчас ученые ходят по следам своих подопечных, чтобы понять, насколько животные, выращенные под присмотром человека, приспособились к непривычным условиям.

Рюкзаки, болотники, перчатки и GPS-передатчики — вот основной набор экипировки сотрудников Хинганского заповедника на сегодня. Специалисты отправляются исследовать место последнего пребывания амурских тигров. Его точные координаты зафиксировал спутник, который получает сигналы с ошейников животных.

Вячеслав Кастрикин, заместитель директора Хинганского заповедника по науке:

– Увидев, что тигр долгое время пробыл на одном месте, условно говоря, больше 10-ти часов — это так называемый кластер, когда он топчется. Мы идем обследовать его. То есть, раз он долго был на одном месте, то, скорее всего, там будет находиться какая-либо его жертва, ну или как принято говорить — давлёнка.

Маршрут к таким точкам непростой — через ручьи, болота, равнины и холмы. Иногда до пункта назначения приходится идти пешком несколько километров. Догадки исследователей о том, что они держат путь к месту последней на сегодня трапезы краснокнижного животного, с прибытием в заданный квадрат подтвердились.

Алексей Щербаков, корреспондент:

– Вот на этой с виду обычной лесной поляне совсем недавно был тигр. Здесь он поймал дикого кабана. Сопротивление было недолгим. Насытившись, зверь ушел вглубь заповедника и некоторое время не будет охотиться.

В этот раз на небольшом отдалении друг от друга ученые обнаружили две давлёнки. В обоих случаях жертвами тигра стали молодые кабаны. Судя по спутниковым данным, ими полакомился Павлик.

«На одной давлёнке мы нашли только, вот, кусочки шерсти и маленький кусочек кости, то есть практически полностью был съеден кабан. В 350-ти метрах мы нашли еще одну давлёнку. Это был тоже кабан, но он съел совсем немножко от него. Между этими двумя жертвами прошло совсем немного времени. По всей видимости, он съел одну, пошел и задавил еще одного кабана», — рассказала научный сотрудник Хинганского заповедника Марина Бабыкина.

С момента выпуска Павлика и Елены в Хинганский заповедник прошло 4 месяца. К этой процедуре хищников, привезенных из Приморья, готовили около года. После транспортировки в Приамурье тигров сначала поместили в большой временный вольер, где на них надели ошейники с GPS-передатчиками, а затем отпустили в дикую природу. Эксперты утверждают, присутствие краснокнижных кошек в пищевой цепочке необходимо для нормального функционирования всей фауны заповедника.

Сергей Арамилев, генеральный директор центра «Амурский Тигр» из Москвы:

– Очень важен правильный баланс хищника и жертвы. Для дальневосточников тигр более приемлемый хищник, чем волк. С его меньшим хищничеством, в том числе и по отношению к домашним сельскохозяйственным животным.

Охотятся полосатые хищники исключительно по потребности. Специалисты рассказывают: после того как тигры утоляют голод, нередко остатки добычи доедают другие звери. Например, медведи, численность которых здесь доходит до 30.

– А вот это место по-настоящему уникально. В середине августа здесь тигрица Елена поймала изюбря. Такой крупной добычей хищник на территории заповедника полакомился впервые. Сейчас на месте удачной охоты лишь кости жертвы и следы когтей.

По словам сотрудников заповедника, почти двухлетние тигры Павлик и Елена за полугодовую жизнь в дикой природе весьма неплохо адаптировались к ее условиям. Окончательные выводы специалисты сделают весной, проанализировав, как хищники перенесут зиму.

Смотрим "Вести - Амурская область": smotrim.ru/amur. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.