Посетители областного краеведческого музея обзавелись оберегами и прошли обряд очищения

Гостей краеведческого музея угостили таежным ягодно-травяным чаем по рецептам эвенкийских бабушек, провели для посетителей обряд очищения и устроили музыкальную паузу с плясками под бубен. Так организаторы праздника предложили встретить приход весны, а по-северному — День оленевода и охотника.

Владимир Воропаев — не музыкальный гость программы, но целый час он не выпускает из рук бубен и хомус. Звуки завораживают так, что иногда кажется, будто откуда-нибудь из-за угла должен появиться шаман. Русский фотограф освоил не только классическую игру на древнейших инструментах народов севера, он посвящал даже серенады на хомусе своей жене-эвенкийке, а теперь вот наигрывает саундтрек из фильма «Джокер».

Владимир Воропаев и Елена Пашкевич, представители общины эвенков «Лалигир»:

– Научила меня на нем играть Лена. Она меня гоняла, ругала, говорила: ты не так играешь! В итоге я научился. — Но он сейчас намного лучше меня играет. Почти каждый вечер! Мы и танцевали под него!

Владимир рассказывает, влюбился в эвенкийскую культуру и настолько сроднился с северным народом, что назвал сына национальным именем Аяр, в быту использует не миксер — деревянный итык, а недавно горожанин создал родовую общину в колхозе Улгэн. Чтобы официально заняться оленеводством — главным делом эвенков. Сегодня в области их осталось всего порядка 1300. Некоторые в эти дни возвращаются из тайги — чтобы успеть к субботе, когда сразу в 3 национальных селах области будут отмечать День оленевода и охотника. Тамара Колесова из Селемджинского района раскрывает секреты: гостей праздника будут потчевать не только деликатесами из свежевыловленной рыбы, сырых почек и вареных кишок оленя, но и эвенкийским кофе: это жареная на сливочном масле мука, разведенная в кипятке. Напиток предков.

Тамара Колесова, представительница общины эвенков «Гугэр»:

– Иногда делаем с охотки. Это же все старинное, мы на этом выросли, на таких национальных блюдах. И беличьи лапки сосали, когда маленькими были, вместо сосок.

Кристине Умрихиной еще нет 30, но и она успела в своем детстве поиграть деревянными игрушками. В эвенкийской общине, говорит девушка, не было света, телевизоров. Больше интереса вызывал цветной бисер. Именно поэтому дети северян с 3 лет уже умеют держать иголку в руке. Это украшение для танцев Кристина сделала сама.

Кристина Умрихина, представительница общины эвенков «Лалигир»:

– Можно более массивные вышивать, чтобы более эффектно смотрелись вот эти бусы тяжелые. Они символизируют то, что женщина должна быть сдержана, в силу своей эмоциональности, не импульсивной. И вот эти бусинки помогали по губам бить в древности. Есть такой обычай, поверье.

От мастериц, которые плели обереги, не отходили дети, но столы опустели, когда в одном из залов начали проводить обряд очищения «Улгани». Эвенки считают, каждый должен пройти его, чтобы предстать перед духами с чистыми помыслами. Пусть не хватало костра и дыма багульника, к священному дереву все равно выстроилась очередь. Видимо, с приходом весны праздника и очищения захотелось всем.

Смотрим "Вести - Амурская область": smotrim.ru/amur. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.