Что такое благовест, из чего состоит колокольный ансамбль, и кому доверяют его в церкви? В преддверии Пасхи о тонкостях древней профессии звонаря узнала наш корреспондент. Она поднялась на колокольню Благовещенского кафедрального собора.
— Сюда обычные люди не приходят, если только в Светлую Седмицу после Пасхи.
По узкой винтовой лестнице Владислав Гаврилюк поднимается на вершину главного храма Благовещенской епархии. Он представитель редкой профессии — звонарь. Колокольным перезвоном ежедневно напоминает верующим о начале богослужений.
Чтобы в руках у звонаря рождалась мелодия, в его распоряжении должно быть несколько колоколов. Главный, самый крупный — благовест, как минимум 2 зазвонных колокола и 2 подзвонных, каждый из которых издает особый звук, который слышно в радиусе нескольких километров.
«Этот колокол звучит так… Эти — вот так… Все разные. Зависит от размера, от сплава, от самой структуры колокола, как он заливался, какие примеси в него добавляли. Из меди он в основном, но добавляют олово, и он сам по себе изменяет звук», — рассказывает звонарь.
Владислав впервые попал на звонницу в 14 лет, когда стал прихожанином храма в родном поселке Магдагачи. Признается, лишь через год спелся с древним инструментом. Выпускник речного училища без музыкального образования стал умелым дирижером оркестра из семи колоколов.
«Тут нужно обладать чувством ритма. Не просто ритма, а создавать несколько мелодий. Нужно их соединять вместе, чтобы душевный настрой создавало», — делится Владислав Гаврилюк.
В другом православном храме — иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» — колокола подчиняются не человеку, а шестеренкам. Устройство дорогое, но помогает восполнить дефицит звонарей, говорят священники. А сложный механизм по нажатию клавиши готов воспроизвести почти 30 мелодий. Каждая соответствует определенному церковному событию.
«Колокола и система звонниц — она как бы вшита в канонический богослужебный строй церкви. Сейчас идут великопостные службы. Праздничный звон убирается. Идет больше преобладание перезвонов и одиночных ударов в колокол», — поясняет священник храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» Святослав Шевченко.
Пока в Приамурье есть лишь три электромеханические звонницы. В остальных храмах в колокола бьют люди. Древнее мастерство передают в школе пономарей на протяжении двух лет. Нести такое служение доверяют лишь воцерковленным людям. Однако раз в году почувствовать себя звонарём могут и обычные амурчане. Двери колоколен будут открыты для верующих в Светлую Седмицу после Пасхи.