Что посеяли, то не пожали. Спор за землю и урожай разгорелся между работниками самого крупного сельхозпредприятия Бурейского района и родней недавно скончавшегося председателя. Из-за юридических тонкостей аграрии кооператива «Виноградовский» не получили сою, на которую надеялись, и уже считают убытки. В конфликте разбирался наш корреспондент.
Тысячи рассыпанных бобов, глубокая колея от сельхозтехники — следы некачественной спешной страды, сокрушается земледелец с 30-летним стажем Николай Лучников. Говорит, труд работников кооператива «Виноградовский» буквально втоптан в грязь.
«Соя затоптана. Половина урожая осталась в поле после уборки нанятой техники. Сорт хороший, соя хорошая. Мы вырастили очень хороший урожай, но нам он почему-то не достается», — говорит механизатор.
Поле сои превратилось в поле боя. Попасть на эту землю аграрии, которые трудятся здесь последние 3 года, в конце октября не смогли. Они успели обработать лишь пятую часть посевов, потом уборочную технику их заставили вывезти.
Спор возник после скоропостижной смерти председателя кооператива Геннадия Макарова, который руководил им 3 десятилетия. В последние годы он скупал и брал в аренду земли бывших пайщиков, оформлял их на себя с условием, что вскоре передаст кооперативу. Ему доверяли, рассказывает нынешний председатель Ирина Мачнова. Однако сдержать слово Геннадий Макаров не успел. Наследники же вступили в спор за поля и урожай.
«По этой земле, по которой у нас сейчас идет, извините за выражение, война, в 19-м договор был заключен на СПК «Виноградовский». Три года подряд мы ее засеваем, обрабатываем, выкорчевываем деревья, вносим удобрения, гербициды, строим мосты, потому что там дорога разрушенная очень сильно была. Возили эти бетонные плиты — это все за счет СПК. Покупалось тоже за счет СПК», — рассказывает Ирина Мачнова.
Борьба идет за треть арендованной кооперативом земли — порядка тысячи гектаров. Причем стороны условились, что соя на этом участке останется неприкосновенной до разрешения конфликта. Однако, по словам членов кооператива, родственники покойного председателя не выполняют обязательства.
«КамАЗы, загруженные с поля, с Алексеевки, КамАЗы, загруженные соей со стороны правопреемников, они уходили, минуя Виноградовку. Получается, было хищение. На наш ответ, что было хищение, они говорят, ничего не было. Улики-то уехали», — говорит механизатор Александр Бабич.
Вдова прежнего руководителя кооператива Любовь Макарова уверяет, что пыталась мирно разрешить конфликт, предлагала совместно обработать поля, но договориться не вышло. Чтобы не потерять урожай, пришлось нанять подрядные организации, которые убрали сою и отвезли на ответственное хранение.
«Мы предлагали и сейчас мы открыты к сотрудничеству, что, пожалуйста, мы готовы решить этот спорный вопрос. Они свои предложения, мы свои предложения. — Ваши какие предложения? — Когда мы убирали, мы бы заплатили им за уборку. Наверное, мы могли бы посидеть и сказать о том, что они сеяли. Это тоже можно порешать. Но это ведь нужно садиться. Они до сегодняшнего дня с предложением мирно решить этот вопрос не выходят», — говорит Любовь Макарова.
В семье говорят, что до сих пор сами разбираются в документах, оставленных Геннадием Макаровым. В «Виноградовском» тоже намерены провести аудиторскую проверку и выяснить детали его последних сделок. И считают убытки — примерно 40 миллионов рублей, которые планировали потратить на развитие хозяйства и зарплаты сотрудников. Стороны написали встречные заявления в правоохранительные органы и намерены обратиться в суд.