X

Сытая и полная сил: амурские охотоведы отправились по следам тигрицы Амбы

По крайней мере 6 тигров обитают сейчас в Приамурье. Это подтвердило региональное охотуправление в ходе учета краснокнижников. Среди них по 3 самки и самца. Наша съемочная группа отправилась в Архаринский район, чтобы увидеть, как проходит перепись полосатых, и запечатлела неожиданные находки.

— Судя по данным с ошейника, здесь, на небольшой территории, три последовательных места, где она долгое время держалась. Мы дошли до первого. Здесь она, возможно, отдыхала.

Знала бы амурская тигрица Амба, что каждый ее шаг находится под наблюдением ученых и охотоведов! Ежедневно благодаря GPS-ошейнику они получают свежие данные о ее местонахождении. Здесь хищница находилась меньше недели назад. Вот и доказательства.

— Очень много оставляет, потому что сытая. — Это немного. — Как немного? Я вот когда ходил на кластер Санды, там вообще ничего не осталось, кроме нескольких косточек.

Судя по останкам, на обед у Амбы была самка косули. Пол выдала форма черепа дикой козы. Неподалеку охотница оставила рожки да ножки от молодого самца. Такие находки успокаивают специалистов: тигрица здорова и полна сил, поэтому не создаст угрозы людям.

Чтобы добраться до следующего кластера Абмы, специалисты Хинганского заповедника выдали нам лыжи. Идти 700 метров. Казалось бы, немного, но под ногами то спуски, то подъемы. В некоторых местах глубина снега достигает 50 сантиметров. Так что это самый удобный способ добраться до места назначения.

При обследовании ареала тигрицы специалисты внимательны к каждой мелочи. На белоснежном склоне обнаружили замерзшие капли крови — следы еще одной охоты. Через несколько десятков метров находим спальню Амбы. Её след — на мягкой снежной перине с соломенным покрывалом. Кошка выбрала это место за хороший обзор и безопасность.

«Если она хорошо сытая, она может достаточно долго, в течение нескольких часов, лежать, отдыхать. Если неподалеку она добыла какую-то крупную дичь, то она может отдыхать, ходить кушать и возвращаться опять на свою лежку и опять ходить, пока не съест её окончательно», — рассказывает научный сотрудник Хинганского заповедника Марина Бабыкина.

Ученых интересует всё — где охотилась, ела, спала и даже справляла нужду тигрица. Встретить саму полосатую не довелось. Хотя не исключено, что Амба все это время была рядом и наблюдала за любопытными гостями, притаившись в подлеске.

— В журнале мониторинга тигра я записываю все данные — когда я выезжал, когда я встречал следы, делал замеры.

Этой зимой охотоведы особенно внимательны ко всем тигриным следам. Из снаряжения у них ручка, линейка, фальшфейер, навигатор и дневник. Увидев отпечаток, измеряют размер пятки, чтобы не перепутать с другой кошкой, и длину шага. Это позволяет определить, шел зверь или бежал.

Учеты на своих участках проводят инспекторы, охотоведы и частные охотпользователи. На сегодня они подтвердили наличие в регионе 6 краснокнижников — поровну самок и самцов. Это втрое больше, чем во время предыдущего учета в 2015 году. Свободолюбие редких животных изменило планы специалистов.

«Следы тигра фиксировались в Сковородинском, Селемджинском районах, где мы не собирались проводить. Мы собирались проводить в Архаринском, Бурейском и Ромненском районе. Можно сказать, нетипичные места для хищников, да, у нас Селемджинский район. Он там неплохо устроился, живет. Тем более там снега намного меньше», — говорит начальник отдела управления по охране животного мира Амурской области Валерий Погасиенко.

Каждый зверь нашел себе свой уголок на карте Приамурья. Если самцы пошли на север, то Санда, Амба и Елена обосновались на юге, где большое скопление косули позволяет им пережить многоснежье. Сколько еще полосатых таятся в амурских лесах, учетчики определят до конца этого месяца.