X

Атлас почвенных углей области составляют амурские ученые

Амурские ученые хотят составить атлас почвенных углей Приамурья, позволяющий восстановить картину смены лесных экосистем, происходившей в регионе. Пока образцы — под микроскопом, а в будущем — расскажут о том, какие породы деревьев легче переносят пожары и восстанавливаются в короткий срок. В рамках Всемирного дня лесов наша коллега Дана Чернышева прогулялась по зеленой части Благовещенска вместе с ученым, а заодно заглянула в лабораторию.

— Стоим среди деревьев также, как между людьми, родившимися, скажем, в один год, один толстый, один тонкий, также и здесь. Кто-то успел вырваться быстро к свету, это наиболее крупные, господствующие деревья. Какие-то не успели, попали в тень. — Вот это дерево попало в тень соседей, и оно сейчас кандидат на вылет.

В эту лесополосу, расположенную в пригороде Благовещенска, Александра Иванова, родившегося в Костроме, привела любовь к дендрологии. За плечами 38-летнего ученого сначала Костромской, затем Московский университет леса, 10 лет работы в Уссурийске и 3 года — в Институте геологии и природопользования ДВО РАН. Поэтому мы не стесняемся задавать вопросы — расскажет все, что знает!

— Дерево на грани жизни и смерти. — Почему оно такой формы, кстати? — Ну, здесь какие-то были у него проблемы в юности. Может быть, вершину кто-то объел или обломил. Оно тут рядом с дорогой.

На этом участке искусственного леса, высаженном еще в 70-е, сейчас изучают реакцию деревьев на различные климатические и техногенные воздействия. Сведения лесоводы сохранят для тех, кто сменит их через годы. А мы тем временем перешли к следующей теме — важности таких лесных насаждений вблизи городов.

«Горожане от этого выигрывают, потому что меньше засух, меньше каких-то климатических аномалий сказывается, ветра какие-то неблагоприятные, занос со стороны Китая вредных веществ, газовых и так далее. Однозначно это защита города!», — отметил научный сотрудник Института геологии и природопользования ДВО РАН Александр Иванов.

Площадь лесов в Приамурье — 22 миллиона гектаров, самого региона — 36 миллионов. Итого, если говорить научным языком, показатель лесистости области — 61%. Основная часть древесных ресурсов сосредоточена в северных районах. Образцы пород, в том числе и оттуда, везут в лабораторию при Институте геологии и природопользования ДВО РАН.

В последние годы здесь ведут масштабный эксперимент. Изучают почвенный уголь. Проект масштабный, так как пробы грунта собраны в десятках местах от Амура до Лены, южной части Якутии. Процесс отбора угля из почвы очень трудоемкий, это ручной труд не на один год.

«На данном этапе, вот сейчас, этот уголь я отбираю из промытой почвы для того, чтобы отправить его на дальнейшее исследование. Сам уголь проходит несколько этапов исследования. Во-первых, его идентифицируют по видовому составу, то есть определяют, какой вид растения в прошлом подвергся пожарам», — пояснила младший научный сотрудник Института геологии и природопользования ДВО РАН Наталья Синякова.

«И вот как раз этот наш большой научный эксперимент позволит ответить на вопросы: когда горели леса, из каких древесных пород они состояли, насколько эти деревья и леса были устойчивы к пожарам. И как они восстанавливались. Грамотно вести какие-то противопожарные мероприятия или даже лесовосстановительные, выбирать породы, режимы ухода и так далее», — научный сотрудник Института геологии и природопользования ДВО РАН Александр Иванов.

И пока работа над реконструкцией лесных экосистем прошлого продолжается в лаборатории, важно помнить, что за ее пределами — лесные экосистемы настоящего, которые мы должны сохранить для будущих поколений.