Команда проекта «Русский Амур» под эгидой Русского географического общества завершила съемки в Селемджинском районе. Финальным пунктом работы над сериалом о пограничной реке стал Норский заповедник. Здесь группа хотела запечатлеть миграцию сибирской косули и найти медведя с редким окрасом.
— Мы начинали Амур вообще снимать — думали в один фильм уложиться, это в 21-м году, но попали в самое крупное наводнение на Верхнем Амуре. Мы везде вот когда присутствуем — с нами вот такие приключения!
В итоге вышел целый сериал, а воспоминаний — еще больше! И наводнение застали, и с медведем столкнулись, и в шторм попадали! Закулисная жизнь команды тянет на отдельное кино. Чего только стоят операторы-девушки. Хабаровчанка Олеся Мельник — организатор праздников, дважды в год снимает для проекта то в глухой тайге, то в забытых сёлах, то на ветреном побережье Охотского моря вот уже 4-й сезон. Кочевой быт переносит стойко.
«Как и многие современные женщины, много слоев имею. Поэтому, когда ты живешь и одеваешь красивые юбки, красивые вещи, каблуки — это одна твоя какая-то часть. Когда ты приезжаешь сюда, где все дикое, где нет рамок, где нет каких-то ограничений, что ты там должен выглядеть красиво — это тоже твое естество, это тоже очень круто», — поделилась оператор проекта «Русский Амур» Олеся Мельник.
А вот Мария Скворцова из Владивостока в проекте «Русский Амур» оператор-новичок. Да и Норский заповедник для нее — открытие. На предложение поучаствовать в съемках фильма согласилась сразу: любовь к исследованиям с детства привила ей мама-историк. А экспедиция в тайгу в компании ученых, инспекторов и журналистов стала незабываемой.
«Мы вчера обсуждали вещи, которые наверное в жизни я навряд ли буду с кем-то разговаривать, и это какой-то прям интеллектуальный экстаз наступает, когда в таком месте, в такой природе находишься с людьми, которые делают вещи и думают намного дальше, чем с кем-то в городе просто поговорить», — рассказала оператор проекта «Русский Амур» Мария Скворцова.
Проект «Русский Амур» за 7 лет собрал десятки энтузиастов, которые снимают и режиссируют, монтируют и продюсируют. Часть времени — работают в архивах по всей стране, раскапывая факты об истории Дальнего Востока.
Свой путь начали с места слияния Шилки и Аргуни — точки, где рождается великий Амур. Участники проекта повторяют путешествие русского естествоиспытателя Ричарда Карловича Маака, совершенное в 1855 году, немного расширяя маршрут.
Уже готовы 6 серий по 26 минут, которые презентовали на различных кино- и телефестивалях. Экспедиции принесли немало открытий. К примеру, совместно с учеными области нашли потерянный город коренных народов на Верхнем Амуре недалеко от села Албазино.
«С вероятностью, конечно, потому что исследования еще продолжаются, но Хабаров, выйдя первый раз на Амур в 1650 году, однозначно имел отношение к этому городу. Как минимум останавливался, либо проходил мимо него. О чем у нас есть ряд артефактов, которые мы пока не афишируем, проводятся исследования, и, когда они будут закончены, мы надеемся, что сможем даже это еще и подтвердить», — отметил руководитель проекта «Русский Амур» Алексей Воронин.
Научные открытия, быт и традиции коренного населения, природное многообразие бассейна реки Амур — все это ляжет в основу еще 10 серий.
Пока в плане — по 2 выпуска в год. Сначала — закрытые показы, дальше — телеканалы и открытый доступ. Команда уже освоила немало грантов, получила поддержку от Минкультуры России. Но главный ресурс проекта, конечно, люди: энтузиасты и исследователи, которые горят общей идеей.