Олимпиаду по языкам и культурам коренных народов Севера впервые провели в АмГУ

Лучше всех эвенкийский язык знают школьники из сел Усть-Нюкжа Тындинского района и Ивановское Селемджинского. Это результаты олимпиады по языку и культуре коренных народов Севера, которую впервые провели сегодня в Амурском госуниверситете. Знатокам родной речи предложили пройти лингвистические тесты, а также продемонстрировать степень владения устной речью.

Национальную одежду ребят попросили надеть только на олимпиаду. На занятия они, как и все, ходят в форме. Учатся эти дети в обычных общеобразовательных школах. Предметы им преподают на русском языке. Эвенкийский в стандартную программу не входит. Учителя, многие из которых давно на пенсии, ведут уроки факультативно: по два часа в неделю. А в Первомайском и того реже.

«Эвенкийский в школе идет по 45 минут – это мало для меня. Поэтому я с родителями разговариваю каждый день. Если старожилов посмотреть, как они разговаривают между собой, то я по сравнению с ними, на двойку разговариваю», — поделился ученик 10 класса школы с. Первомайское Тындинского района Руслан Валеев.

Руслан делится: разговорную речь он схватывает с полуслова. А вот один из тестов олимпиады – написать рассказ о себе на эвенкийском – показался ему сверхзадачей. Но педагоги десятиклассника похвалили – добавил очков в общий результат. Кстати, за партами рядом с эвенками их китайские собраться орочоны. Эти народности родственные, их представители хорошо понимают друг друга.

«Язык орочонов в Китае умирает с каждым годом. В последнее время мы начали делать все возможное, чтобы он не уходил в прошлое. Разрабатываем специальные образовательные программы, чтобы носители языка могли ездить по селам, где живут орочоны, и учить их родному языку. «Каждая народность имеет право на свой язык» – так написано в законе, поэтому правительство активно поддерживает наши разработки», — рассказал председатель Общества по исследованию орочонской истории провинции Хэйлунцзян КНР Хан Юфэн.

Профессор рассказывает: в Китае издают художественную и научную литературу на орочонском. В Амурской области год назад тоже вышел первый том словаря селемджинского говора эвенков. На печать второго денег пока не нашли. Как прокомментировали специалисты амурского министерства внутренней и информационной политики, на следующий год на реализацию подпрограммы по сохранению этнокультурного наследия народов Севера заложено 386 тысяч рублей. Для сравнения, в нынешнем году на эти же цели выделялось порядка 1,5 миллионов. Деньги потратят на организацию национальных фестивалей. Зато не урезали средства, предусмотренные на поддержку оленеводства. Это радует, ведь с каждым годом количество эвенков, которые занимаются коренными промыслами, сокращается.

«Оленеводством занимается, может быть, одна треть населения… А больше половины заняты в других, нетрадиционных отраслях. В социальной сфере у нас педагоги (школы, детские сады, клубы являются работодателями)», — говорит председатель фонда поддержки коренных народов Приамурья «Секалан».

Старожилы напоминают: без оленей эвенков быть не может. За северными народами даже закрепилось прозвище «оленные люди». В 70-х, когда начали строить БАМ, и по сей день, при освоении золотодобытчиками новых территорий, пастбища сокращаются. А профессия оленевода становится все более невостребованной.

Галина Макарова, учитель эвенкийского языка, считает: сохранить его можно. С помощью хотя бы таких вот олимпиад. Численность ее народа составляет всего 14 сотых процента от всего населения региона. Причем носителей чистого языка среди них единицы. Молодежь все чаще выбирает городскую жизнь, а не село и уже тем более не тайгу. И все же, говорит Макарова, родной язык и культуру должен знать каждый эвенк. Поэтому сейчас она убеждает односельчан с малых лет рассказывать детям об уникальности своего народа. А сама вечерами сочиняет стихи. Говорит, искусство уж точно останется на века.