Сенсационную подмену обнаружили амурские ботаники. По их мнению, на месте Пушкинского дуба в Благовещенске растёт совсем другое дерево. Ради создания достопримечательности 29 лет назад саженцы привезли из родового поместья великого поэта.
Это место, по мнению Павла Жирнова, наполнено творческой энергетикой и одухотворенностью. В 1987 году в благовещенском сквере прямо за памятником революционеру Мухину был посажен дубок. Его привезли из поместья, где создавал свои произведения великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Впервые за много лет дерево начало обильно плодоносить.
«Это большая радость, потому что их можно будет рассадить по всей южной территории Амурской области. У нас в Амурской области две Михайловки есть. Это Михайловский район, Благовещенский район. Прекрасно, если будет в Михайловке расти дуб из поместья Михайловского, родового поместья Пушкина», – считает старший госинспектор управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области Павел Жирнов.
О создании собственной аллеи Пушкина мечтает и благовещенка Ольга Артемьева. «Я уже давно знаю про этот дуб. Я помню, как его высаживали, какой тут был мемориальный камень. И очень хотелось, чтобы это растение росло рядом с домом. И вот буквально случайно я просто шла мимо. И вот такая удача, что именно в этот год появились жёлуди. Дай бог, что они вырастут», – говорит Ольга Артемьева.
Узнать в ничем не примечательном дереве дуб из «у Лукоморья…» невозможно. Дабы спасти его от излишнего внимания памятные камень и табличку убрали. По официальной версии, было 3 попытки посадить европейский дуб на амурской земле. Первое растение сломали вандалы, второе неизвестные тоже не пощадили и лишь третий саженец, как публикуется в различных источниках, прижился. Каждый год в день рождения известного поэта литераторы читают здесь его стихи, а также приводят на городскую достопримечательность туристов из Поднебесной.
Но амурские ботаники развенчивают миф, утверждая, что около 15 лет назад в сквере был посажен распространённый в нашем регионе монгольский дуб. У двух видов отличаются и кора, и листья, и сами жёлуди, говорит ботаник Галина Дарман. Неспециалисту подмену заметить сложно.
«Там была палатка, и, видимо, дуб мешал. Там же была ещё и ель по одну сторону, по другую – дуб. Сейчас ели нет вообще. А дуб, я думаю, что он мешал. Его либо повредили, либо срубили и посадили местный дуб», – предполагает научный сотрудник амурского филиала ботанического сада ДВО РАН Галина Дарман.
Больше важен не вид растения, а символизм, считает художник Владислав Афанасьев. В 1987 году именно он привёз дуб из поместья великого поэта. В качестве примера приводит само Пушкиногорье, которое во время Великой Отечественной войны было полностью уничтожено, а затем восстановлено. При этом своей значимости для поклонников творчества Пушкина поместье не потеряло.