Связь поколений: как амурские генеалоги распутывают семейные тайны

От истории семьи — к истории страны. В такое путешествие готовы отправиться амурчане, чтобы распутать все тайны и загадки родословной, а также познакомиться с живущими родственниками. Чем дорожат в семейных архивах, узнала наш корреспондент. Она пообщалась с ценителями такого наследия.

Быть достойными своих предков, равняться на них, выносить уроки — амурские семьи хранят в себе истории не только нашего региона, но и всей страны, с начавшихся ещё в 17-м столетии переселенческих движений с западных территорий.

Супруги Мидоновы переехали в Приамурье в 2010-м. Сами родом из Приморского края, но именно на амурской земле стали родителями пары мальчишек и девчонок. Здесь хранительница семейного очага Таисия захотела узнать больше о родственниках супруга, живущих от Дальнего Востока за тысячи километров.

Нашла в Интернете удобную программу создания родословной. Стала точечно писать в социальных сетях людям с такой фамилией. Благо Мидоновы — достаточно редкая. Сейчас древо состоит из более чем полутысячи подтвержденных родственников. С частью семейной летописи помогли уже найденные потомки.

«Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей?

“Что знаем о единственной своей?”, — вспоминает Таисия строчки легендарного советского поэта Евгения Евтушенко. Сохранить память о предыдущих поколениях, при этом чтобы не было стыдно за своё, — вот те ориентиры, которых нужно придерживаться, считают в многодетной семье.

Пока полуторагодовалый Глеб находит на семейном древе, созданном мамой Машей, лишь самых близких. Старшие братья Остап и Егор тоже с интересом заглядывают в семейный архив и впитывают рассказы о родственниках.

— Вот когда бабушка к нам приезжала, она нам рассказывала про её родителей, разговаривали полчаса перед сном. Вот это прабабушка, она ещё жива, Дорофеевича знаю. Михайлов Александр Дорофеевич. Мы с мамой… У нас был конкурс, и мы готовили про него рассказ. Он работал на железной дороге.

В этой коробке Мария хранит оригиналы документов, уже ставших семейной реликвией. Здесь, например, и свидетельство о браке прадедушки и прабабушки, заключивших союз в победном 45-м, и удостоверение к медали Материнства воспитавшей пятерых детей прабабушки. Аттестаты, справки, фрагменты переписок, трудовые книжки родственников по своей линии и супруга.

После встреч с потомками своей родни на фрагментах семейной летописи появляются новые подробности, даты, имена. То, ради чего изначально и начинала Мария работу, которую масштабно ведёт уже 5 лет. Её результат на сегодня — более 2 800 персон родословной, свыше трёх десятков фамилий по обеим с супругом линиям. В некоторых есть даже 12 поколений. Первое древо составила ещё в школе с дедушкой. В память о нём не останавливается до сих пор.

«Для меня каждый человек очень важен. И каждого вспомнить и достать из такого небытия — мне это очень греет душу и очень стимулирует. Мне кажется, даже кругозор расширяется, когда ты не только живёшь в своём узком мире, небольшом мирке. А когда ты занимаешься своей родословной, у тебя идет такое расширение — ты понимаешь, что за тобой очень много людей, и впереди будет очень много», — делится Мария Чикунова.

Мария уверена в первом правиле генеалогии — начинать с себя, потому за отправную точку взяла своих сыновей. Интерес к изучению судеб собственных предков вырос у молодой многодетной мамы уже чуть ли не в профессию. Её коллега Ольга рассказывает, в амурском сообществе генеалогов уже больше полутысячи единомышленников. Они делятся опытом, подсказывают друг другу способы поиска и вдохновляют на то, чтобы не останавливаться, если кажется, что зашёл в тупик.

«Когда я начинаю их искать — неважно, мои это предки или не мои, — я знакомлюсь с их судьбой, с их вот этими переворотами судьбы какими-то интересными. Это то же самое, как читать увлекательный детектив или роман. Это такой квест, знаете, победить, победить этого дракона. Информация о нас есть везде. Архивы могут быть самые разнообразные. Это и архив ЗАГС, и архив МВД, и архив ФСБ, и ведомственные. То есть люди же где-то работали, они оставляли свои автобиографии», — рассказывает генеалог Ольга Овчаренко.

Как раз благодаря таким данным Ольга распутала семейную тайну о репрессированном дедушке. Однако до сих пор остаётся загадкой, где и при каких обстоятельствах он умер. Связь поколений и времён — то, что увлекает генеалога. Первое семейное древо составила на 18-летие сына — в подарок. Со временем, просматривая осязаемый проект, а не просто слушая рассказы родных, подмечаешь разные детали, делится исследователь.

— Видно, как мода менялась у малышей. Колготок не было. И вот малышка в чулочках на петелечке, на пуговке — это так мило! Я, правда, не сразу это заметила.

Поймать что-то нематериальное, но столь существенное. Это уже становится смыслом жизни, делятся амурские генеалоги.

В Год семьи окунуться в историю областное управление ЗАГС предложило и амурским студентам. Пробуждать такой интерес — одна из важнейших задач, наряду с главным приоритетом — поддержкой института семьи.

Смотрим "Вести - Амурская область": smotrim.ru/amur. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.

Ещё по теме "Общество"