Амурчанам рассказали о истории и перспективах развития Торгового порта Благовещенска

День речника отметили накануне работники водного транспорта. Для нашего региона, где насчитывается 29 тысяч рек и речушек, эта дата имеет особое значение. Водное сообщение играло ключевую роль в освоении Приамурья и сегодня вносит существенный вклад в экономику области. В преддверии профессионального праздника моя коллега Виктория Сытенко побывала в Торговом порту Благовещенск, ознакомилась с его историей, перспективами развития и встретилась с сотрудниками.

Сегодня автомобили, а полтора столетия назад пароходы — самый доступный вид транспорта в Приамурье. Тогда этот участок набережной Благовещенска был усеян различными судами, которые доставляли почту, продовольствие и другие грузы, а также выполняли пассажирские перевозки по всей протяженности Амура и других пригодных для судоходства рек.

— У нас наверху старинные пароходы они принадлежали купцам, которые осваивали эти земли. Когда произошла национализация после революции, всё это стало собственностью порта.

Сегодня память о былой эпохе хранит музей Торгового порта Благовещенск. В этом году предприятию исполняется 152 года. В советском прошлом это две самостоятельные компании — Благовещенская пристань и Ремонтно-эксплуатационная база флота имени Ленина. О местных речниках известно много интересного. Однажды они доставляли из Благовещенска в Хабаровск тогда председателя ЦИК СССР Михаила Калинина, несколько лет охраняли границу, участвовали в боях на реке Халхин-Гол, в Великой Отечественной, Советско-японской войнах.

«Бражи переоборудовались под технику. Кабины капитанов бронировались, строились специальные укрепления, чтобы перевозить орудия. Война — очень много речников ушло на фронт. Здесь, во дворе РЭБ стоит обелиск памяти павших. И речники были среди танкистов, участвовали в славном дивизионе «Катюш», они были среди разведчиков. Естественно, они были на Тихоокеанском и Черноморском флотах», — рассказала архивариус Торгового порта Благовещенск Майя Черных.

В мирное время благовещенские речники ремонтировали, а затем стали и строить суда. В 1960-м на территории РЭБ оборудовали первый на Верхнем Амуре слип, который до сих пор в работе.

— Косяковые тележки заходят в воду, над ними судно мы наводим и в дальнейшем уже поднимаем на стапельную часть слипа. Таким образом, судно тоннажем до тысячи тонн мы можем поставить на стапельную часть слипа.

С тем чтобы на суше его обследовать и отремонтировать. Сейчас специалисты Торгового порта не строят, но мастерски приводят в порядок различные суда. В первую очередь пескоструйной очисткой определяют дефекты под ржавчиной.

— На данный период обшивка 8 лет простояла. Все равно уже имеются дефектные элементы, язвенный износ, бухтины, вмятины.

За устранение поврежденных участков берутся специалисты по корпусам судов и сварщики. Алексей Быстров корабелом стал из техника строителя автомобильных дорог. Вот уже пятый год здесь. Имеет четвертый разряд.

«Там с резаком работал, здесь — с резаком. Там стройка. Здесь стройка. Там другое меняли, оборудование было. Здесь — суда. Металл тот же самый. Везде все то же самое. Резак, сварка, гайки, болты», — поделился специалист по корпусам судов Алексей Быстров.

Как и в советские годы, так и сейчас в отрасли трудятся целыми династиями. Из семьи речников и слесарь-ремонтник 6-го разряда Сергей Анисимов. Он окончил профильное училище в Якутии. Умеет управлять судами, здесь отвечает за подъем и спуск судов на воду.

«Отец работал, дед работал на флоте. Кто-то мотористом-рулевым на судне, кто-то капитанил. Там тоже в Якутии на горных речках. Я начинал с 17 лет на судах работать, и поэтому такая профессия мне более нравится», — отметил слесарь-ремонтник Сергей Анисимов.

Хотя работа нелегкая — кипит под открытым небом и в лютый мороз, и в жгучую жару. Страсть к любимому делу помогает выдержать всё. Благовещенские корабелы уверены, без дела не останутся. Речные суда необходимо обследовать каждые 5 лет, говорит выпускник Морского госуниверситета имени адмирала Невельского, начальник Благовещенской ремонтной базы флота Тимофей Хусаинов.

«Флот достаточно обширный по Амурскому бассейну, а баз достаточно немного. У нас в Благовещенске судоверфь может слиповать и мы. Флот на реке был всегда и будет, ремонтировать его надо. Износ всегда был и будет. От этого никак не уйти. Металл, как известно, ржавеет, и достаточно интенсивно, поэтому работа у нас всегда есть», — рассказал начальник Благовещенской ремонтной базы флота Тимофей Хусаинов.

Новые перспективы перед предприятием открывает выгодное положение Амурской области, пересечение речных, желездорожных, автомобильных внутренних и международных путей. А потому Торговый порт Благовещенск, который также включает причалы, склады, краны, перегрузочную технику, ведет добычу песка и гравия, намерен развиваться.

«Вся экономика страны сейчас перестраивается. В том числе и мы. Понимая, насколько значимо сейчас нам иметь устойчивую, надежную, доступную и дешевую, это, кстати, тоже важно, связь с китайской стороной. Мы будем возрождать флотские традиции. Имя Благовещенского торгового порта должно стать известным, что это не просто небольшое какое-то предприятие локальное. Оно должно стать известным на всем протяжении Амура», — поделился советник генерального директора АО «Торговый порт Благовещенск» Анатолий Козлов.

Для этого здесь планируют наращивание флота, модернизацию энергетической инфраструктуры, перегрузочной техники, возобновление судостроительства.

Смотрим "Вести - Амурская область": smotrim.ru/amur. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.

Ещё по теме "Транспорт"