Благовещенская семья, давно купившая автомобиль, вдруг узнала, что он им не принадлежит. Причём речь не об угоне. Наш корреспондент разбирался, кто виноват.
Катя почти целый год нарадоваться не могла. У неё с мамой собственная машина! Теперь они больше не зависят от расписания автобусных маршрутов или расценок такси. В больницу, на концерт, в школу за ребенком — куда угодно на своих колесах. Подвох открылся внезапно.
«Позвонила мама и сказала, что пришла по почте от судебных приставов бумага о том, что наша машина находится в аресте. Это было как снег на голову», — рассказывает Екатерина Драй.
Оказалось, продавец совершил аналогичные сделки еще с несколькими людьми. А когда перестал гасить кредит, банк арестовал несколько машин, которые с января 2015 года были в залоге. Вот только уведомить об этом своих покупателей должник не посчитал нужным. Суд, конечно, встал на сторону банка и постановил отправить все пять автомобилей на торги.
«У нас еще пока все права на машину, потому что мы подали апелляцию. Поэтому, можно сказать, что машина находится в собственности», — говорит Катя.
Судья же говорит о том, что Катя с мамой — недобросовестные покупатели. Необходимо было всё проверить перед сделкой. А именно: зайти в реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Это общедоступная база данных Федеральной нотариальной палаты.
«Банки все сведения приносят нотариусу, нотариус удостоверяет эти уведомления и вносит в эту базу. Если нет сведений о том, что еще не все средства выплачены за это движимое имущество, то бремя риска несет кредитор», — поясняет нотариус Андрей Берлов.
Данные о машине в базе были, вот только о таком информационном ресурсе пострадавшие просто-напросто не знали. И потом — у продавца на руках был ПТС.
«Он не был дубликатом, в особых отметках ПТС не было каких-либо обозначений, свидетельствующих о том, что данный автомобиль обременен правами третьих лиц либо находится в залоге. В данном случае сомнения все равно возникли, и она обратилась через должностное лицо к базе данных ГИБДД и управления Федеральной службы судебных приставов», — говорит юрист Станислав Заверюхин.
Как пояснил адвокат Екатерины, по 352-й статье Гражданского кодекса прекращение залога возможно в случае, если покупатель не знал о том, что имущество является предметом залога. И законодательство вообще не обязывает перед покупкой пользоваться какими-то реестрами в поисках информации о прошлом машины. Катя сейчас ждет повторного слушания. И теперь уж точно знает электронные адреса всех баз данных, по которым нужно «пробивать» недешевую покупку.