Последние залпы Второй мировой прозвучали в Благовещенске в августе 45-го

78 лет назад в этот день началась Советско-японская война. СССР, выполняя союзнические обязательства, атаковал милитаристов, чтобы в том числе освободить соседний Китай. Благовещенск в те августовские дни стал фронтовым городом. О том, как это было, — в нашем материале.

Первомайский парк — одно из любимых мест отдыха благовещенцев. Край города, море зелени, свежий воздух, аттракционы — каждые выходные, да и каждый вечер сюда приезжают отдохнуть сотни людей. Но в августе 45-го, в эти самые числа, местным было не до развлечений. Началась война с Японией, и Первомайский парк был выбран одной из главных точек, откуда наносились огневые удары по соседнему берегу через Амур.

Японских милитаристов угощали залпами легендарных «Катюш». Боевые машины выкатили ближе к берегу, за деревья, чтобы не было помех при стрельбе. В момент начала освободительной операции в областном центре лил дождь, а огненный шквал накрыл врага сразу из нескольких точек Благовещенска.

— Сейчас мы находимся на том самом месте, на Соколовском бугре, откуда 10 августа 1945 года наши «Катюши» открыли ураган по японскому укрепрайону, расположенному на том берегу Амура. Отсюда даже видно вышку китайскую. Снаряды летели над всем городом и падали на японские позиции.

В 45-м это была самая высокая точка города, домов рядом не было, рассказывает увлеченный историей родного края Павел Жирнов. Да, собственно, и название у бугра появилось уже после войны: его и прилегающую улицу назвали в честь лейтенанта Соколова, который командовал батарей «Катюш».

«Вот такими снарядами стреляли «Катюши» в августе 45-го года. Это часть от двигателя. Где взрывчатка, ее разорвало на осколки, а двигатель при взрыве уцелевает, только его цветочком раскрывает», — рассказывает историк-энтузиаст.

На Соколовском бугре сохранилась и пара дзотов. Но эти оборонительные точки не пригодились. Не дав японцам опомниться, советские солдаты форсировали пограничную реку. Бронекатер, установленный на набережной Амура, — напоминание о тех событиях.

— В марте исполнилось 17 лет, в 45-м году, и она водила суда, а Любаша работала медсестрой. Вот еще почему и призвали.

Две старшие сестры Галины Хмарской — участницы Советско-японской войны. А самой ей в августе 45-го было 7. Хорошо помнит, как незадолго до начала боевых действий объявили эвакуацию. У тех горожан, кто не согласился, забрали маленьких детей, погрузили на пароход и повезли подальше.

«Мы доплыли, где Худино было, и остановились, потому что начались обстрелы Благовещенска. Нас загнали всех, закрыли все окна. Если бы попали, была бы верная смерть», — говорит Галина Хмарская.

Галина Александровна рассказывает, ужин страшного вечера был скуден — яйцо, кусочек хлеба с маслом и стакан чая. Доплыли до Натальино, это сотня километров от города. А уже через день всех вернули в Благовещенск. Ведь разгром миллионной Квантунской армии был стремительным, 2-го сентября Япония капитулировала. Галина Александровна много рассказывает о военнопленных, которые несколько лет жили и работали в Благовещенске.

— Что до сих пор меня поражает, миролюбие наших женщин, они с такой жалостью к ним относились. Они кто выносил сухарик, кто кусочек хлеба. Хотя тогда еще все по карточкам было — кто картошечку в мундирах, кто огурчик солененький.

Со времен Советско-японской войны сохранилось немало трофеев, некоторые из них представлены в музее благовещенского артиллерийского полукапонира. Штык-нож, грелка, походные фляги, медали и даже парадная военная форма японских милитаристов, которая им так и не пригодилась.

Смотрим "Вести - Амурская область": smotrim.ru/amur. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.

Ещё по теме "165 лет Амурской области"