Два человека, переживших блокаду Ленинграда, осталось в Приамурье

Приближается особая дата в истории нашей страны — 80-летие со дня полного снятия блокады Ленинграда. На долгих 872 дня фашисты взяли в осаду город на Неве, полагая, что все там погибнут в считанные месяцы. Но план Гитлера не сработал — благодаря героизму советских солдат и самих жителей. Свидетелями тех страшных событий стали и наши земляки. О судьбах некоторых из них, подвигах, стойкости, мужестве — наш материал.

«Дорога жизни» по льду Ладожского озера, 125 граммов хлеба из берёзовых почек, целлюлозы и обойной пыли, бесконечные обстрелы и бомбежки. Трагедия Ленинграда становится всё дальше по времени, но не для тех, кто ее пережил. Город на Неве мало того, что не сдавался, — поставлял на фронт патроны, снаряды, боевую технику.

По данным областного Минсоцзащиты, в Приамурье сегодня живут два блокадника — благовещенец Валерий Великоборец и Роман Силантьев из Нижних Бузулей. Оба родились в разгар Великой Отечественной.

«Так уж получилось, что папа мой не воевал, он был машинистом. Он был человек такой толковый и паровоз знал. Мама была связисткой. Она работала телефонисткой на телефонной станции. И я помню, вот вы понимаете, когда я им рассказываю, они удивляются. Я помню, как она меня приносила, ставила. И вот стол, она садилась, на нём работала, а там гирьки поднимались. Жили мы как раз на 34-м километре «Дороги жизни», — рассказывает Роман Силантьев.

В семье Силантьевых было ещё трое детей — 2 брата и сестрёнка, которая блокаду не пережила — умерла совсем маленькой.

— Она играла, там полянка была. А рядом дорога. Шёл мужчина, кинул ей печеньку. И она съела всего полпечененьки, это было вообще такое лакомство невиданное! Ну а девочке-то было там около 2,5 года. И когда мои старшие братья вышли за ней, она уже мёртвая была.

В послевоенное время братья стали во главе крупного предприятия. Роман Николаевич выбрал путь офицера, а затем посвятил себя науке и в начале 90-х переехал с семьей на Дальний Восток. Написал с десяток книг, но не о роковых сороковых, а о любви, жизни, исследованиях. Сегодня пенсионер вместе с женой Натальей ведёт активный образ жизни. Несмотря на преклонный возраст, сам рубит дрова, тренируется на беговой дорожке.

Взять Ленинград было не только военной, но и идеологической задачей фашистов. Причем методично убивала горожан в том числе финская армия, которая совсем недавно вновь сняла маску миролюбия и европейской просвещенности, вступив в НАТО. Жертвами блокады, по разным подсчётам, стали от 600 тысяч до миллиона мирных жителей. Геройски погибли около полумиллиона советских солдат. Благодаря их подвигу город на Неве так и остался непокорённым.

Память о некоторых ленинградцах, впоследствии перебравшихся в Приамурье, сегодня бережно хранится в областном краеведческом музее: фотографии, личные вещи, награды 18 человек. Здесь и авиаторы, и пехотинцы, и те, кто вёз хлеб по «Дороге жизни».

«То, что Михаил Васильевич был непосредственным участником тех событий, мы можем видеть по документам уже последующим. Вот, можно видеть, как проходила эта «Дорога жизни», — рассказывает хранитель музейных предметов Амурского областного краеведческого музея Наталья Берестенко. — То есть прям карта? — Да! Небольшая карта. Были и удостоверения за движение по Ладоге участникам боевых действий. Народное ополчение Ленинграда».

18 января вся страна отметит 81-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда, а уже 27-го — 80-летний юбилей ее полного снятия. Только в Приамурье запланировано более 40 тематических событий.

Смотрим "Вести - Амурская область": smotrim.ru/amur. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.

Ещё по теме "Общество"