Помощник воспитателя, продавец кваса и расклейщик объявлений – где летом трудятся школьники

Читать Вести

Чуть меньше 400 амурских школьников, по данным областного центра занятости, этим летом устроятся работать. За последнее десятилетие число вакансий сократилось десятикратно. О спросе и предложении на рынке труда для подростков, а также о формах трудотерапии от министерства образования региона – в нашем материале.

В 16 хочется почувствовать себя самостоятельным. Лера Щербакова пошла работать еще и для того, чтобы помочь родителям. В будущем она планирует стать журналистом или экономистом, но пока ей доступна вакансия помощника воспитателя. Устроилась на все лето.

«Смотрела, где лучше. Работа с детьми мне больше по душе. Дети, они шустрые, к тому же их много, воспитателю тоже тяжело за ними всеми приглядывать», — говорит школьница Валерия Щербакова.

Многие одноклассники Леры не смогли найти работу из-за возраста. В Благовещенске всего два детских сада принимают школьников. Трудоустраивать подростков невыгодно, говорят работодатели: смена короткая, а минимальный заработок – 7,5 тысяч в месяц — выплатить обязаны. 850 рублей из этой суммы идет от центра занятости.

Если в 2009 году на лето трудоустраивались 4 тысячи подростков, то сейчас — в десять раз меньше. Даже по сравнению с прошлым годом спад предложений — вполовину. Вакантны только ставки вожатых, помощников воспитателей и подсобных рабочих.

«При трудоустройстве между работодателем и подростком заключается срочный трудовой договор, есть ограничения по продолжительности рабочей смены: от 15 до 16 лет — не более пяти часов, от 16 до 18 лет — не более семи часов», — рассказывает консультант отдела трудоустройства и специальных программ Управления занятости населения Амурской области Татьяна Ужастова.

При ограниченности выбора для официального трудоустройства через центр занятости, региональное министерство образования и науки предлагает детям разные формы трудотерапии.

«На учебно-опытных участках, в ремонтных производственных бригадах, в полеводческих звеньях, а у нас сегодня их 37, в школьных лесничествах — их у нас 9, на различных предприятиях.

Также другие формы — это педагогические, волонтерские отряды, ими будет охвачено свыше 50 тысяч человек, то есть 42 процента от общего числа школьников», — говорит начальник отдела дополнительного образования и воспитания министерства образования и науки Амурской области Виктория Емельяненко.

Есть и те, кто определился с подработкой самостоятельно. 14-летней Милене в центре занятости ничего предложить не смогли, но девочка в каникулы трудится сразу у двух работодателей: продает косметику в офисе и расклеивает объявления — за каждое рубль в копилку.

«Первую работу мне мама помогла найти, она сама туда устроилась, а потом и меня устроила. А вторую работу я нашла через сайт. Я коплю себе на новый компьютер. В день, если работать часа 2-3, может выйти рублей 200-300. Это только на объявлениях. В офисе за 5 часов работы выходит 500 рублей», — рассказывает школьница Милена Четыркина.

В центре занятости и министерстве образования говорят, неофициально трудоустраивают, например, и продавцов кваса или воздушных шаров в городских парках. Заработок детей в этом случае защищен лишь двусторонним договором. Но заключают его, увы, далеко не с каждым.