Три японских журавля не захотели покидать станцию реинтродукции

Читать Вести

Вольные хлеба на клетку променяли три японских журавля. Краснокнижные птицы не захотели улетать на юг и будут зимовать в вольерах Хинганского заповедника. Помимо них на довольствии сотрудников станции реинтродукции еще около 40 крылатых подопечных.

Своих приемных родителей обитатели вольеров встречают птичьей перекличкой. Биологические часы подсказывают — обед подзадержался. В меню у пернатых овощной салат, приправленный тертой ракушкой, и рыба. Обогащают рацион еще творогом и яйцом.

В месяц содержание каждого питомца здесь обходится в 5 тысяч рублей. На довольствии помимо журавлей еще пара дальневосточных аистов, орлан-белохвост, окольцованный китайский почтовый голубь и закадычные друзья Мандарин и гусь Вася.

— Это нам Муравьевский парк передал, им передали яйца и перепутали, и вместо журавля пришел горный гусь. А вот Мандарин сам прилетел к нам.

Сухой корм под запретом, говорят инженеры. Это не зоопарк, а станция реинтродукции, где птенцов практически с момента появления на свет начинают готовить к вольной жизни. Курлыкают на их языке, в вольеры заходят с рогатинами, и никаких контактных нежностей, чтобы птицы не признавали в человеке себе подобного.

Сегодня под опекой орнитологов 32 журавля, треть — птенцы, остальные с постоянной пропиской. Это Архара и Гонгар. Самец — местный долгожитель с самым бойким темпераментом, под крылом зооинженеров уже 29 лет. Но испытать отцовские чувства абсолютно здоровой птице не суждено.

«Мы ему долго не могли найти девочку… В три года у них половое созревание идет, а девочки не было. Вот наш такой опыт первый был. И вот он стал вредничать», — рассказывает зоотехник станции реинтродукции редких видов птиц Николай Балан.

За 30 лет на станции реинтродукции вырастили, окольцевали и выпустили на свободу около 160 птиц. Яйца краснокнижных питомцев сюда привозят из российских зоопарков и из-за рубежа. Маленьким даурцам дают клички из греческой мифологии, японцев именуют реками Амурской области.

«Первые выпуски, может быть, были у нас не такие успешные. Где-то, может быть, мы неправильно себя вели в отношении с птицами. Сейчас, конечно, мы корректируем, ограничиваем количество посещений», — рассказывает зооинженер станции реинтродукции редких видов птиц Надежда Кузнецова.

В этом году из шести журавлей-выпускников трое так и не стали перелетными. До глубокой осени попрошайничали в Октябрьском районе — на радость местным жителям. А когда озеро покрылось льдом, путевка на юга сгорела, и птиц пришлось возвращать в вольеры.

«Не надо всей деревней бегать смотреть, и ни в коем случае не надо подкармливать. Лучше стараться, если видят птенцов, их прогнать просто», — говорит зоотехник станции реинтродукции редких видов птиц Лилия Третьякова.

Второгодников отправят на волю следующей весной. А вместе с ними билет в свободный полет получат девять птенцов японского и даурского журавля, которые вылупились полгода назад. Орнитологи надеются, что на болота Хинганского заповедника питомцы вернутся лишь для того, чтобы создать семью и стать родителями. Такой выбор сегодня делает каждая третья птица, выращенная амурскими зоотехниками.