Уровень воды в Селемдже упал на 15 сантиметров
Между тем Норск уже за гребнем паводка, но ожидается новый циклон. Людей, которые по-прежнему остаются на крышах своих домов, спасатели призывают эвакуироваться.
Тот случай, когда высота птичьего полёта ужасает. Не видно ни дорог, ни полей, ни самое главное — домов. Только крыши и верхушки деревьев. В Норске и не знали, что малые реки Дугда и Нора смогут так разлиться, но главная, своенравная Селемджа показала себя.
Мухамед Беков, глава Селемджинского района:
– Вода начала прибывать с 5:00 и довольно быстро. К 12, когда мы туда прилетели, дамбы, которые у нас там есть, и мы их наращивали, не выдержали.
Перемыло дороги, единственный путь — по воздуху. В первый же день эвакуировали 150 человек, потом ещё 17, уговаривали чуть ли ни каждого.
Светлана Дегтярева, корреспондент:
– Добраться в Норск по-прежнему можно только по воде. Буквально в 2 км от поселка остался целым мост, куда может приземлиться вертолёт, а дальше на лодке. Вода потихоньку начала спадать, но спад идёт очень медленно. За 6 часов вода в Селемдже упала всего на 15 см.
Под толщей воды сараи, постройки, машины, сельскохозяйственная техника, плывут дрова. Хозяева, которые остались жить на своих крышах — таких в Норске 58 человек, — пытаются выловить свое имущество.
Комиссии оценят ущерб, но сейчас главная задача — чтобы никто не погиб. В школе, единственном островке в этом посёлке, ещё 32 жителя Норска, те, кто решил остаться. Здесь ещё 66 человек, которые обеспечивают порядок и безопасность. Это спасатели, полицейские, сотрудники Росгвардии.
– Вода из школы буквально сегодня, несколько часов назад, и сейчас здесь можно ходить пешком. До этого двое суток люди ночевали на крыше, а спасателям приходилось спать в кабинетах. Они просто сдвигали парты, и это собственно была их кровать.
Собаки, рассказывают подтопленцы, и не думают быть агрессивными, будто понимают — здесь все едины. Потому даже незнакомцев встречают объятиями. К несчастью, спаслись далеко не все животные.
«Жеребята потонули. 6 коней около моего дома стояли, 3 коня там ещё, их поймали, вывезли на сопку, а жеребята, 2 или 3, потонули», — рассказал Александр Глазунов.
На чердаке жарко и сухо. Здесь настоящий полевой лагерь — матрасы, запасы еды. И люди, которые не поддаются никаким уговорам уехать.
Наталья Григорьева:
– Просто мы не думали, что такая может быть вода, и не уехали. — Сейчас все еще предлагают, но не уеду. Потому что скоро домой пойду. Все хорошо.
«У нас все на глазах, мы спокойные, нам очень хорошо. Самое страшное — последствия, чтобы нам потом помогли, когда вода уйдёт, а сейчас нам очень хорошо: кормят, воду дают», — поделилась Галина Селезнева.
Василий Орлов, губернатор Амурской области:
– Ситуация серьёзная. В Иркутске 25 человек утонули. Что, никого не вразумило? Когда можно было сначала уехать автобусами, не уехали. Потом начали возить народ вертолётами, завтра вертолёт сюда сесть не сможет! Он садится только на мосту, вы же видите!
ПВР Февральска — принял более 200 человек из Норска, Быссы, Новороссийки и села Февральского. Место есть ещё минимум для полутора сотен человек.
«Только стали поступать люди, администрация в соцсетях разместила информацию, что нужны одежда, обувь, игрушки. Буквально в течение пары часов мы были обеспечены всем», — сообщила главный врач Февральской больницы Александра Беспалова.
Ирина Данченко с мамой, сестрой и детьми, не раздумывая, собрали документы и вещи и улетели из Норска, как только узнали о надвигающейся волне. Муж Ирины вахтовик, созвонились и сразу же приняли решение.
Ирина Данченко:
– У меня дети, надо детей спасать. Что там ждать, если дома все затопит, кого охранять? Чтобы детям была медицинская помощь, чтобы они сыты были.
Детей власти предлагают сейчас отправить в загородные лагеря. Гребень паводка спустился в Мазановский район. Под подтопление попадают 35 амурских сел, откуда сейчас эвакуируют людей. Главная задача — не поддаваться панике, довериться сотрудникам служб, отвечающим за их безопасность и жизнь.