Амурчанам рассказали, как работала советская разведка против планов японских милитаристов

В Год защитника Отечества и 80-летнего юбилея Великой Победы продолжаем листать страницы истории. Сегодня поговорим о деятельности спецслужб в приграничных районах Дальнего Востока. Как разведчики, секретные агенты, сотрудники НКВД и другие советские герои не дали японским милитаристам ударить СССР в спину, расскажет Алексей Щербаков.

В конце 1930 годов японская агентура на Дальнем Востоке была сверхактивной. Центральная военная миссия самураев располагалась в Харбине. Её многочисленные отделы проводили большую разведывательную и диверсионную работу на всём протяжении советско-маньчжурской границы: устраивали провокации, готовили бойцов и шпионов, привлекая перебежчиков из Советского Союза. Прежде всего коварного врага интересовали силы Красной Армии.

«Пытались выяснить, где дислоцируются те или иные воинские части, в каком они находятся состоянии. В том числе предпринимались попытки привлечь на свою сторону советских военнослужащих. С территории Маньчжурии отправлялись даже вот воздушные шары, с которых потом вот сбрасывались листовки или бутылки, в которые листовки антисоветские вкладывались», — рассказал руководитель научно-образовательного пространства БГПУ «Дальний Восток. Без срока давности» Дмитрий Кузнецов.

На провокации наша страна обязана была реагировать, но скрытно, чтобы не дать повода развязать войну. Оборона приграничных рубежей была усилена, а ещё развёрнута целая сеть агентов как на советской, так и китайской стороне. В частности, в соседнем Сахаляне, сегодняшнем городе Хэйхэ. Доходило и до крайностей, которые вписывались в политику массовых репрессий.

«Были арестованы, осуждены, приговорены к высшей мере наказания — смертной казни — так называемые «харбинцы». Граждане Советского Союза, которые работали на Китайско-Восточной железной дороге. В 1935 году СССР продал КВЖД Манчжоу-Го, но фактически Япония контролировала эту железную дорогу. И вот те советские служащие, которые там работали, они возвратились в СССР. Работали также на железных дорогах», — отметил руководитель научно-образовательного пространства БГПУ «Дальний Восток. Без срока давности» Дмитрий Кузнецов.

Конечно, все они шпионами не были. Тем не менее было рассмотрено почти 50 тысяч дел, вынесено более 47,5 тысяч приговоров, 6,5 ысяч человек расстреляны с клеймом предателей Родины. Из агентурных же операций примечательная оперативная игра под названием «Молодые».

В начале 30 годов в Китае была организована фашистская партия, где не последнюю роль играл некто Пётр Карпов — бывший царский офицер, скрывшийся в 20 годы в Сахаляне. Он занимался вербовкой перебежчиков, забрасывал агентов в Благовещенск. В помощники к себе взял Павла Шишкина, который выдержал шестикратную проверку в японской военной миссии.

«Он рассказывал потом о широком круге знакомых из числа российских военнослужащих, о дислокации воинских частей, о железнодорожном транспорте. То есть как бы являлся ценным агентом. Как бы удивился этот Карпов, если бы узнал, что под личиной своего помощника действовал советский разведчик Владимир Остров», — объяснил председатель Совета ветеранов УФСБ России по Амурской области Валерий Хозяинов.

Он не только дозированно передавал информацию, которая тщательно проверялась в известном благовещенском здании на улице Пионерской, но и предоставлял ценные данные в обратном направлении. Шпиона Карпова задержали уже в годы Великой Отечественной.

Была разработана спецоперация под названием «Дерзость». Главным действующим лицом в которой был советский агент китайского происхождения О Си с более привычным для советского уха псевдонимом Осип.

«Группа под его руководством подошла к жилью. А Карпов был очень недоверчив. Он постоянно менял квартиру, жильё. Но тем не менее он поверил О Си, он его немного знал, открыл дверь, ну что тут — против маузера ничего не скажешь. Он был сразу задержан. Его укутали, связали, положили на саночки, и потихоньку перевезли через Амур к нам уже, на территорию Благовещенска», — рассказал председатель Совета ветеранов УФСБ России по Амурской области Валерий Хозяинов.

В годы Великой Отечественной деятельность спецслужб шла по нескольким направлениям: мобилизационная работа и создание спецформирований на случай конфликта с Японией, добыча информации о политическом и военно-экономическом положении возможного противника, о планах самураев и степени готовности к нападению на СССР, пресечение диверсионной и шпионской деятельности.

«Японской разведкой был завербован китаец, который имел в наличии шаланду небольшую. И вот он выступал в качестве перевозчика вот этих японских агентов через реку Амур. Порядка нескольких десятков японских агентов было перевезено им таких вот японских агентов, которые потом уходили вглубь Приамурья и осуществляли разведывательную деятельность. Китаец был захвачен, арестован, осужден, приговорён к высшей мере наказания», — отметил руководитель научно-образовательного пространства БГПУ «Дальний Восток. Без срока давности» Дмитрий Кузнецов.

С помощью подобных операций деятельность японских спецслужб удалось фактически подавить. Самое главное — осенью 1941 года, в критическое для Москвы время, Советский Союз смог тайно перебросить с Дальнего Востока на защиту столицы множество красноармейцев, которые стали решающим фактором в первой крупной победе нашей страны над германской сворой. Так же тихо через несколько лет была проведена и подготовка к разгрому Японии. Кроме того, не было допущено ни одной диверсии на советской железной дороге и в народном хозяйстве Амурской области.

Смотрим "Вести - Амурская область": smotrim.ru/amur. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.

Ещё по теме "День Победы"