С надеждой на дожди: леса пяти районов Приамурья под особым контролем пожарных
Печальный рекорд: с начала пожароопасного сезона огонь прошел по лесам и полям области более полумиллиона гектаров — в 15 раз больше, чем год назад. Сейчас под особым контролем Зейский, Архаринский, Бурейский и Селемджинский районы.
На небе ни облачка, но пилотам Ми-8 приходится лететь практически вслепую. Земля плотно укутана дымовой завесой — и так десятки километров.
Леса в Селемджинском районе преимущественно в черных тонах. На редких островках нетронутой огнем природы нет-нет, да и появится дымок. Пожарные тут же принимают решение проверить термоточку.
«Бывают случаи, что мы высаживаемся, спускаемся на специальном устройстве. С парашютом тоже прыгаем», — рассказал инструктор парашютно-пожарной группы Свободненского авиаотделения Артур Арутюнян.
Навыки десантирования сегодня не потребовались, площадку нашли у подножия сопки. До очага километр вверх, на каждом шагу кочки или заросли по колено. А за плечами пожарных рюкзаки с 20 литрами воды, которых хватит максимум на полчаса тушения. На подмогу летит уже спецборт МЧС, Ил-76.
«Если кромка довольно длинная, то выполняем последовательно два захода – это и сделали сегодня. Смотрим результаты первого сброса и выливаем там, где не дотушили», — пояснил командир экипажа Ил-76 Андрей Телухин.
За 10 минут на верхушку сопки сбросили более 40 тонн воды. Пламя прибили, дальше — зачистка вручную, говорят сотрудники лесоохраны. И чем быстрее они доберутся к месту, тем эффективнее их работа. Природный пожар сравнивают с живым организмом, у которого есть голова, тело и языки, а также способность к регенерации.
«Обычно мы тушим пожар с тыла, заходим по фронтам и в голову — замыкаем его. Сейчас мы видим — язык вылез. Получается, судя по ветру, это тыл языка, тогда голова уперлась в горельник. Мы обрабатываем тыльную сторону пожара», — объяснил инструктор парашютно-пожарной группы Свободненского авиаотделения Григорий Козицкий.
Остановить бегущее по цветущему багульнику пламя – это одно дело. Другое — полностью затушить горельник. Это уже второй этап работы, на котором главный герой — лесоруб.
Дымящие деревья посреди даже выгоревшего леса — бомба замедленного действия. Тлеть могут сутками, а дунул ветер — и из искры снова возгорится пламя, которое тем же самым ветром может разнестись по нетронутым участкам. Поэтому пожарные с таким очагом расправляются кардинальным способом: валят дерево и распиливают его на чурки.
Нынешняя весна уже побила все рекорды последней пятилетки по количеству выгоревшей территории. За месяц огнем уничтожено 570 тысяч гектаров амурских лесов и лугов.
«В тайге много кто может находиться: и черные лесорубы, и браконьеры, и охотники. Просто кто-то неосторожно с огнем был», — сказал инструктор парашютно-пожарной группы Свободненского авиаотделения Антон Кашуба.
В Приамурье пришел циклон и часть районов уже накрывают дожди, но и ветер усиливается. Потому оперативные группы — а на тушении природных пожаров сегодня задействовано более 600-т специалистов — остаются в лесах.