Национальное транспортное средство: почему на амурском севере до сих пор используют нарты

Технология изготовления грузовых нарт «сырга», которую из поколения в поколение передают амурские эвенки из Селемджинского района, может попасть в федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния. Ею искусно владеет мастер из села Ивановское, у которого дома хранится целая коллекция национальных саней. Старинными секретами он поделился с нашим специальным корреспондентом Викторией Сытенко.

— Надо хорошую выбирать, чтобы ровная была, как свеча.

У потомственного кочевника Виталия Стручкова на хорошее дерево глаз наметан. Из этой лиственницы он намерен сделать новые нарты. Даже без рулетки мастер умело отмеряет длину заготовок. А затем с помощью пары чурок и топора в считанные минуты раскалывает бревно на доски. Говорит, так они будут крепче, чем из-под электропилы.

— Вот мы её сейчас отчешем, высушим. Потом будем еще обрабатывать ровно-ровно с обеих сторон. Нужно на полтора пальца.

На таких санях эвенки передвигались по тайге предыдущие три столетия. Виталий Афанасьевич сам родился и вырос на стойбище, поэтому знает их ценность.

«Вот наши предки проездили по всей тайге. Считай, от Урала до Приморья на таких нартах, на ездовых оленях. вьючно и на нартах осваивали территории», — рассказывает народный мастер Виталий Стручков.

Старинную технологию северянин перенял от деда и отца. На чердаке у него хранится целый парк моделей. Некоторые из них мастер адаптировал под современные реалии.

— Нарты грузовые. Под «Буран» сделанные. Сводилы есть. Сзади зацепляешь. Вот это еще больше. Грузовая тоже.

Есть даже вариант с люлькой для перевозки детей. Надежные. Грузовые нарты «сырга» могут выдержать до 200 килограммов.

В создании эвенкийских нарт используют несколько пород деревьев. Если из лиственницы, как самой прочной, делают сидушку, из березы — полозья и ножки. А черемуху, как самую гибкую, применяют на дугу. Найти их не так-то просто. Порой за натуральными строительными материалами приходится идти далеко в тайгу, делится мастер.

-Такую кривую березу находишь, с корня вырезаешь, выпиливаешь. Искать нужно на скалах, на склонах сопок.

Без единого гвоздя детали транспортного средства связывают веревкой из шкуры лося. Будучи опытным охотником, потомственный эвенк в свои 63 года по-прежнему самостоятельно занимается её выделкой. Таежные кочевники знали, что делали: в сравнении с современными заводскими моделями такие нарты выходят легкими, мобильными, практичными и дешевыми в изготовлении.

— Там впереди два оленя. Сел вот так. Здесь можно ружье положить, топор можно, капканы.

В родном селе Ивановское, где проживают практически одни эвенки, Виталий Стручков один из немногих, кто владеет навыками отцов. А потому охотно делится секретами с молодежью.

«Люди эти знают, как жить в тайге в суровых условиях, бывает, в экстремальных условиях. Они в принципе нужны всем нам, всему миру. Не обязательно эвенки, это может быть и другой народности. Но такие хранители — они нужны», — говорит Сергей Никифоров.

Если в городе грузовые нарты «сырга» уже музейный экспонат, то в северной деревне, где среди жителей есть охотники и оленеводы, это до сих пор рабочий инструмент. Как только тайгу накроет снегом, они снова будут в деле.

Смотрим "Вести - Амурская область": smotrim.ru/amur. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.

Ещё по теме "Общество"