«60 лет — 60 историй»: о прошлом и будущем Байкало-Амурской магистрали

Читать Вести

Дорога, которая объединила несколько поколений и стала путем в будущее. В нашей юбилейной рубрике «60 лет — 60 историй» сегодня вспоминаем легендарную стройку Байкало-Амурской магистрали. Каких усилий она потребовала, почему после развала Советского Союза в масштабный проект почти никто не верил, и как БАМ возродился наши дни, — об этом и не только репортаж Виктории Сытенко.

Сохранившиеся свидетельства славной истории Приамурья. 72-й, начало укладки центрального участка БАМа. Возведение магистрали тогда называли стройкой века, обсуждали на весь Советский Союз. Дорога впоследствии связала Сибирь и Дальний Восток, обеспечила стране второй выход к Тихому океану.

О необходимости Байкало-Амурской магистрали заговорили еще в конце позапрошлого столетия. В 1924-м утвердили первый план. А спустя еще десятилетие на карте появилась станция Бам. Первыми строителями «Второго Транссиба», как его тогда называли, были в основном заключенные. Лишь в середине 70-х, когда дорога получила статус всесоюзной ударной комсомольской строки, сюда начала массово стекаться молодежь.

Ивану Боровкову скоро 90. Уроженец Псковской области прибыл на всесоюзный проект в должности командира батальона железнодорожных войск в начале 70-х. Участвовал в строительстве примерно 35 километров. Через несколько лет уволился. Но позже его пути с Байкало-Амурской магистралью пересеклись вновь. Он инспектировал качество новых участков вплоть до стыковки последнего, «золотого» звена в октябре 1984-го. Вспоминает, работать приходилось в тяжелейших условиях.

«В проектах было очень трудно все предусмотреть. Было уйма неожиданностей. Наибольшую сложность представляли процессы наледные, вечная мерзлота. Наледи шли, когда сильные морозы. И вода, выдавливаемая из почвы, она мгновенно замерзала и постепенно поднималась, поднималась. Стоит тепловоз, и наледь выше тепловоза», — рассказывает Иван Боровков.

Линию БАМа прокладывали через 7 горных хребтов. Треть полотна — в районах вечной мерзлоты с высокой сейсмичностью. Комсомольские бригады пробили 8 тоннелей, возвели почти полторы сотни мостов, еще больше станций и разъездов. Хладнокровный север не затушил огонь в глазах трудолюбивой молодежи. Она думала не о зарплате, а о качестве проделанной работы. Магистраль прокладывали всей страной, на БАМе были заняты представители примерно 70 национальностей — даже из Германии и Китая, а также белорусы, армяне и многие другие.

Ударно трудились порядка 70 тысяч человек. Молодежь влюблялась, создавала семьи и оставалась на Дальнем Востоке. В 77-м только в Тынде отметили 600 свадеб. Ветеран телевидения ГТРК «Амур» Николай Землянский рассказал об одной из них в своем сюжете. Он 20 лет проработал в редакции всесоюзных ударных строек и минимум дважды в месяц бывал на БАМе. Воспоминаний хватит на мемуары.

«Я понимал, что хотят что-то хорошее сделать. Никто не замечал, что холодно будет. Конечно, были люди, которые уезжали. Были такие. Это вне всякого сомнения. Но многие оставались. И вот свадьба такая была. Я говорю, давайте выйдем туда, пусть покажут рельсы и вас, вы идете по рельсам. Я помню, пара молодоженов — первая комсомольская молодежная свадьба была. Это мне очень памятно», — делится Николай Землянский.

Поддержать тружеников в Приамурье приезжали звезды всесоюзной эстрады и даже всемирно известный актер, режиссер, певец и композитор Дин Рид. Американец, который восхищался нашей страной, провел на БАМе почти 3 недели. Дал концерт и в тындинском Дворце культуры «Юность». И конечно, собрал аншлаг.

«Они не только первооткрыватели, которые строят здесь железную дорогу и поселки. Я думаю, что они первооткрыватели, которые строят здесь новый образ жизни, которые строят будущее здесь», — говорил Дин Рид.

Даже после укладки «золотого звена» работа на БАМе продолжалась, акт приемки последних перегонов был подписан в 89-м году. А строительство 15-километрового Северо-Муйского тоннеля в Бурятии завершили в 2003-м (без него поезда шли в долгий объезд). В общей сложности несколько поколений работяг проложили более 4 тысяч километров магистрали, из которых треть — в Амурской области.

С распадом Советского Союза БАМ вместо «дороги в будущее» стали называть «дорогой в никуда». Железнодорожные перевозки резко сократились, население притрассовых поселков стало редеть. Однако в наши дни прославленная магистраль не только реанимируется, но и расширяется. За счет развития отечественной промышленности объемы перевозок по ней должны вырасти до трех раз. В прошлом году военные и гражданские строители начали прокладывать параллельно первой вторую ветку БАМа. Этот этап планируется завершить уже в следующем году.

Кроме того, согласно «Стратегии-2030», разрабатываются проекты 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тысяч километров, в том числе на Якутск. БАМ — стержень освоения огромных дальневосточных территорий, одна из основ укрепляющихся связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что это настоящая «дорога в будущее», как и мечтали легендарные бамовцы.

Ещё по теме "60 историй - 60 лет ГТРК "Амур""