Торгсин: «сетевые» магазины советского времени работали и в Приамурье

Торгсин, или Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами. Магазины с таким названием в начале 30-х годов прошлого века работали по всей стране. Там можно было найти дефицитные товары, обменяв их на золото, драгоценные камни, антиквариат или валюту. В Приамурье 90 лет назад действовало несколько таких пунктов. Наш корреспондент окунулся в прошлое.

Торгсины в Советском Союзе появились летом 1930 года, сначала только в крупных городах и исключительно для зарубежных туристов. Советским гражданам было запрещено туда даже заходить. Но уже через год все изменилось. За иностранную валюту, золото, серебро и драгоценные камни дефицитные товары давали в любые руки. А во время голода 32-33 годов люди были просто вынуждены менять свои сбережения на еду.

«В Торгсин шли все, кого жизнь прижала и если было что сдать. Доставались дедушкины и бабушкины монетки, или на свадьбу подаренные, колечки снимались обручальные. Или какие-то вещи, которые награбили в годы гражданской войны, но их происхождение в Торгсине не спрашивали, поэтому можно было сдавать все», — рассказывает коллекционер Павел Жирнов.

Советские граждане несли в Торгсины семейные ценности и обменивали их на специальные марки (карточки), за которые можно было приобрести товар, правда, по спекулятивным ценам. Продовольствие там, в среднем, отпускалось втрое дороже, чем при оптовой продаже за рубеж.

В одной из глав «Мастера и Маргариты» Булгаков запечатлел реалии того времени. Неразлучная парочка — Коровьев и Бегемот — устроили дебош в Торгсине на Смоленском рынке. В Торгсин шли дипломаты и крестьяне, партийные руководители и рабочие. Кто-то за деликатесами и мехами, а кто-то за ржаной мукой, спасая детей от голодной смерти. Ассортимент магазинов в тех реалиях поражал — помимо различных вкусностей, на прилавках красовалась фарфоровая посуда, одежда, обувь. Приамурье тоже помнит торгсиновские годы.

За более чем столетнюю историю своего существования здание на пересечении улиц Шевченко и Ленина в Благовещенске поменяло десятки владельцев и названий. В начале 30-х годов здесь располагалась коммунальная гостиница. И именно тут в январе 1932 года был отрыт центральный магазин Торгсина. Несколькими месяцами ранее в «Амурской правде» печатали объявления — новому магазину требуются письменные столы, книжный шкаф, настольная электрическая лампа, а также квартира для заведующего. Поиск жилья для сотрудника велся исключительно в центральной части города.

У коренного благовещенца Павла Жирнова сохранилась фотография прадеда начала 30-х годов. Он запечатлен у прилавка магазина, по антуражу похожего на Торгсин. Живы в семье и устные воспоминания о том времени — уже благодаря деду.

«Он часто, работая на даче, напевал: «Раньше ты носила туфли из Торгсина, туфли из Торгсина на Большой, а теперь ты носишь рваные штиблеты из ЦРК». Большая была улица Ленина. Он у меня 24-го года рождения и многие еще по-старому улицу называли в то время», — рассказывает Павел.

Обращаясь к газетным объявлениям, выясняем, что Торгсин на улице Ленина в Благовещенске работал вплоть до закрытия сети по всей стране. Правда, с 1934-го уже только в качестве отдела. Его центральный офис из коммунальной гостиницы переехал в «Универмаг братьев Платоновых».

«Центральный магазин Торгсина с Ленинской улицы переводится на Кооперативную (сегодня это у нас Амурская). Между Пионерской и Красноармейской (сегодня Пионерская — 50-летия Октября)», — рассказывает главный архивист Государственного архива Амурской области Ирина Попова.

В том же 34-м Амурская областная контора Торгсин была реорганизована и влилась в Хабаровскую. Руководство сменилось, но магазины продолжали принимать посетителей, причем не только в Благовещенске. В объявлениях перечисляются локации по области — Свободный, Завитая, Бочкарево.

Сегодня Торгсины — это антикварные лавки, шутит владелец одной из таких Руслан Башмаков. Принцип тот же — люди несут ценности, взамен получают их стоимость. Правда, сейчас в денежном эквиваленте, а не как 90 лет назад продуктовыми наборами.

«Были, во-первых, голодные годы, во-вторых, пропаганда (преподносилось как благое дело) — все для страны, коммунистические идеалы, что все общее, что это пережитки прошлого — золото», — рассказывает антиквар.

Между тем национальная идея легальным путем выманить у населения залежавшиеся драгоценности принесла хорошие плоды. Только в 1932-м в магазины принесли 22 тонны драгметалла, через год уже 45. Благодаря этим вливаниям было закуплено импортное оборудование для десяти индустриальных заводов-гигантов. В 1936-м Торгсин прекратил свое существование, отдав государству в общей сложности свыше 200 тонн чистого золота. Есть в этой цифре и вклад амурчан.

Смотрим "Вести - Амурская область": smotrim.ru/amur. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.

Ещё по теме "Общество"