«60 лет — 60 историй»: о том, как в Благовещенске менялся общественный транспорт

Модернизация общественного транспорта продолжается в областной столице. В город поступают современные автобусы, корректируется маршрутная сеть. А как пассажиров обслуживали в эпоху, когда телевидение работало еще в черно-белом формате? Об этом — в юбилейной рубрике ГТРК «Амур» «60 лет — 60 историй».

Сегодня водителям не приходится объявлять остановки — за них это делают речевые информаторы, которые транслируют еще и правила поведения в общественном транспорте. Игорь Карловский за рулем городского автобуса 26 лет. Сейчас — на маршруте №8, довольно протяженном: конечная — Аэропорт.

«У нас сейчас и расписание так, чтобы удобно было и пассажирам, раньше оно было немного другое, неудобное. Сейчас через каждые полчаса автобус идет, и человек, не зная даже расписания, он знает, что каждые полчаса идет в аэропорт», — говорит водитель.

Игорь Владимирович последние дни ездит на старом DAEWOO, скоро пересядет на современный ЛиАЗ. Такие машины вместительностью до 108 пассажиров адаптированы для маломобильных людей, оснащены камерами, бегущей строкой, голосовой связью. Кстати, вот уже пара лет, как в городе появились высокотехнологичные остановочные павильоны с электронным расписанием. И только таблички с интервалом движения кое-где на столбах будто уносят в прошлое.

В советские времена на городских дорогах было мало машин, а вот людей на автобусных остановках — много. Сообщение между центром и отдаленными районами долго оставалось проблематичным. Да и сами автобусы были не слишком хороши. Порой, чтобы общественный транспорт мог заехать на подъем, пассажирам приходилось выходить. Но у тех, кому приходилось ездить в дружной толчее, сохранились теплые воспоминания. Фразы «Совесть — лучший контролер» и «Не бросайте 5 копеек!» (чтобы разменять свои 10 или 20) вызывают чувство ностальгии у амурчан, которые вживую видели билетную кассу без кондуктора и компостеры для проездных талонов, которые пассажиры гасили самостоятельно.

В наше время подобное доверие, пожалуй, невозможно, улыбается ветеран труда Николай Азаренко. Он проработал на транспортном предприятии 57 лет. Говорит, водители больше всего рады новым автобусам. За свою долгую профессиональную карьеру он опробовал всевозможные модели.

«Самый лучший — «Икарус». Этот автобус — мощный, красивый и сильный автобус. Ну и емкий, пассажиров много возили мы. Работал я на «Икарусе» на второй линии, это на Спичфабрику ходили. У нас там была бригада, коллектив хороший был. Все дружно жили», — вспоминает ветеран.

В конце 70-х годов на улицах Благовещенска появились троллейбусы, на электротранспорт возлагались большие надежды.

Перспектива развития нашего транспорта городского электрического такова: у нас готова проектно-сметная документация по улице Горького, от 1-й горбольницы до завода «Амурский металлист». Протяженность контактных сетей составляет 13 километров. С вводом второй очереди парк троллейбусного управления увеличится еще на 10 машин.

Однако век троллейбусов в Благовещенске оказался не особо долгим: в перестроечные годы расширять сеть уже было не на что, а затем большие и не слишком поворотливые машины, привязанные к проводам, стали проигрывать конкуренцию юрким маршруткам. Так что последний рейс «рогатого» состоялся в 2016-м.

Работала в советское время и служба такси, но совсем не такая, как сейчас. Она была, скорее, роскошью, хоть и работала как государственное предприятие. По городу от таксопарка курсировали только престижные «Волги», заказывать машины нужно было иногда за несколько дней. На специальных уличных пунктах зачастую не пассажир выбирал таксиста, а таксист пассажира. Впрочем, фраза «Шеф, два счетчика!» обычно решала эту проблему, к которой советские люди относились чаще с юмором.

Смотрим "Вести - Амурская область": smotrim.ru/amur. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен.